Топ 5 лучших продаж

1 Хлебцы "Здоровей" гречишно-рисовые
2 Хлебцы "Здоровей" кукурузные
3 Бисквитный батончик "Schar" Pausa ciok
4 Каша "Мак Мастер" низкобелковая концентрат
5 Микровдоросль "Живая спирулина"

Питание в благости

 

Питание в благости

 

Какова пища - таков и ум, каков ум - таковы и мысли,

каковы мысли - таково и поведение,

каково поведение - такова и судьба.

Шри Сатья Саи Баба

 

 

Приятно осознавать, что всё большее число людей на планете становятся вегетарианцами, веганами и сыроедами (последние тенденции также рассказывают нам о фрукторианстве, ликвидарианстве и даже праноедении). Несмотря на то, что некоторые сторонники ортодоксальной медицины по-прежнему заявляют, что без животных белков человек жить не может, последние исследования в прогрессивных научных кругах заявляют: употребление мяса в развитых странах приводит к возникновению главных болезней-убийц: рака, сердечно-сосудистых и других заболеваний.

 

Рядовые граждане должны знать, что диета, основанная на цельных

растительных продуктах, вне всякого сомнения, наиболее здоровая.

(Колин Кэмпбелл «Китайское исследование. Результаты самого

масштабного исследования связи питания и здоровья»)

 

Однако стоит признать, что переход на «безмясное» питание не всегда тождественен полному физическому здоровью и психическому равновесию, так же как и не обязательно развивает духовность. Ведь все продукты питания воздействуют не только на уровне биохимии, но также как и каждый человек, обладают собственным характером, способны вызывать в человеке те или иные чувства и эмоции, по-разному воздействуют на ум и разум. Когда нет душевного равновесия, неспокоен ум и не развивается разум, невозможно и полное физическое здоровье. Потому что, как говорят в народе, «все болезни от нервов», это и подтверждают учёные.

 

Доказано, что около 85% всех болезней имеют психологические причины.

Доктор Н. Волкова.

 

Иногда мы можем встретить курящего или употребляющего алкоголь вегетарианца или вегана, с удовольствием уплетающего чипсы с длинным перечнем химических ингредиентов на упаковке. Некоторые «группировки боевых веганов» ничуть не уступают в «жёсткости» своим собратьям мясоедам, а среди сыроедов иногда можно поймать нотки презрения к заплывшим жирами «поедателям варёнки».

      

 

Вегетарианство – норма, но не показатель духовности.

Сатья дас

 

            

      

 

Итак, практически все съедобные сырые и правильно приготовленные вегетарианские продукты способны принести пользу физическому здоровью, если употреблены с учётом времени, места и обстоятельств. Но не все вегетарианские продукты способны принести пользу психическому здоровью, эмоциональному равновесию, успокоению ума и развитию разума (к примеру, лук, чеснок, хрен прекрасно убивают вредоносные вирусы и бактерии, при этом плохо влияя на эмоции и развитие разума).

 

Умом руководят чувства, он выбирает приятное и удовольствия,

проявляется в нескольких жизненных сферах и пользуется логикой.

Разум стремится к истине, рассматривает все с точки зрения вреда или пользы,

обращается за знанием к божественному Абсолюту.

 

Тема правильного питания весьма обширна и в мире существует около тридцати тысяч различных диет, но в данной статье хотелось бы освятить именно тему «питание в благости», которая рассказывает о том, что человек – это существо энергетическое. И именно энергетическая гармония и сбалансированность питательных компонентов диеты в благости не только даёт хорошее здоровье, жизнеспособность и долголетие, но и способствует развитию таких качеств, как умиротворённость, довольство, оптимизм, склонность к благу и духовным поискам.

 

От мудрецов послание радости: мотивов 10 вдохновляющих,

Нам силу воли укрепляющих для перехода к пище в благости:

 

1.  Здоровье ценится дороже злата, коль его нет – не в радость царство.

Но силой жизненной богата вся пища в благости – лекарство.

Она во благо жизни сотворение и благостная пища, без сомнения,

Болезни лечит все без исключения через сознанья изменение!

 

2.  Она сознанье умиротворяет, гармонию в нём проявляет.

От регулярного употребления душевное идёт успокоение.

Саровский Серафим святой во благо дал совет простой:

В своей душе мир обрети – через тебя спасутся тысячи.

 

3.  И пищи благостной употребление способно прекратить ума волнение.

Ты успокоишь ум - и сразу откроет двери высший разум.

 

4.  Ума волненье притупляется – и легче разум раскрывается.

И сила к лучшему меняться вновь начинает появляться.

 

5.  Есть сила к лучшему меняться – характер станет улучшаться.

Какой характер сформируешь – такой судьбы картину нарисуешь.

 

6.  Выбор еды – выбор судьбы простой: из бомжа может сделаться святой,

С убийцы может сделать мудреца, а из раба страстей – судьбы хозяина.

 

7.  Когда спокойным ум бывает, душа смятения не знает –

Человек быстро не сгорает, тем годы жизни продлевает.

Так мудрецы в труде спокойном проводят жизнь, данную Богом.

А кто переживает много, тот сможет пережить не многих.

 

8.  Даже в условиях критических питаясь лишь благостной пищей

Останутся и оптимизм, и бодрость, терпенье, работоспособность.

 

9.  Способствует и доброты развитию, и в отношеньях бескорыстию,

Любви раскрытью совершенной к всему живому во Вселенной!

 

10.  Благостной пищи назначение – помочь законов жизни постижению.

Способствует сознанья просветлению и к совершенству, к Богу приближению!

 

Само понятие «Питание в благости» было упомянуто в древнем священном трактате «Бхагавад-гита» ещё несколько тысяч лет тому назад, прокомментировано авторитетными святыми людьми и развито в различных учениях йоги. Современные учёные анализируют физические свойства продуктов и их воздействие на тело, но йоги, с древности проводившие исследования духовных аспектов питания, изучая энергетическую составляющую пищи, определяют, что из съеденного идёт на пользу, стимулирует или вредит.

 

Пища, которую предпочитают люди, находящиеся в гуне благости,

увеличивает продолжительность жизни, очищает сознание,

прибавляет сил, здоровья, приносит счастье и удовлетворение.

Это сочная, маслянистая, здоровая, приятная сердцу пища.

Бхагавад-гита (Глава 17, стих 8)

 

Физическая пища обеспечивает питание на трёх уровнях:

1. Физический уровень (внешний) – пять элементов (земля, вода, огонь, воздух, эфир). Пища обеспечивает непосредственно.

2. Психический уровень (внутренний) – сенсорные, ментальные и эмоциональные впечатления. Пища обеспечивает опосредованно (косвенно).

3. Духовный уровень. Пища обеспечивает опосредованно (косвенно).

 

Скольких ссор, войн и вооружённых конфликтов можно было бы избежать,

если бы люди правильно питались. Пища способна превратить

стадо баранов в полк воинов, а полк воинов в сонм мудрецов.

А. Пилипович «Аура пищи»

 

Как и всё сущее во Вселенной, пища состоит из трёх космических качеств:

1. Благость (равновесие, умиротворённость). На санскрите она называется саттвичной или пищей в саттве.

2. Страсть (возбуждение, стимуляция). На санскрите она называется раджасичной или пищей в раджасе.

3. Невежество (инерция, сопротивление). На санскрите она называется тамасичной или пищей в тамасе.

 

Рассмотрим кратко пищу в страсти и невежестве и остановимся более подробно на пище в благости, ведь именно ей посвящена данная статья.

 

Пища в невежестве (тамасичная)

 

Пища, приготовленная более, чем за три часа до еды, безвкусная,

разложившаяся, простоявшая ночь, оставшаяся после трапезы,

нечистая, дорога тем, кто находится в гуне невежества.

Бхагавад-гита (Глава 17, стих 10)

 

Пища в невежестве (тамасичная) отрицательно сказывается на теле и уме, так как удушает любое стремление к духовному росту. К наиболее невежественной пище, широко распространившейся в современном обществе, относится плоть высших форм животной жизни (особенно говядина и свинина) и продукты её переработки, которые чрезвычайно вредны (химически и энергетически) для тела и духовной природы человека.

 

Питаясь мясом, прогрессировать духовно

Для человеческого вида не дано.

Потянет мясо лишь на дно -

Что с гирей плыть в руках равно!

 

Пищей в невежестве также является любая несвежая, старая, повторно разогретая, прогорклая, синтетическая, консервированная, пережаренная, чрезмерно жирная, тяжёлая пища, алкоголь и генетически модифицированные продукты. А также пища, приготовленная или разогретая в микроволновой печи или пища, приготовленная любым способом более чем за три часа до еды. Еда, приготовленная и поставленная в холодильник или другое холодное место, относится к тамасичной. Повторный разогрев не изменит её состояния. Она снижает активность, ведёт к вялости, сонливости, притупляет чувства и отягощает эмоции. Она вызывает такие эмоциональные состояния как апатия, зависть, привязанность и др. Тамасичная пища наполняет организм человека самыми низменными энергиями, разрушает тело и сознание.

 

Пища в невежестве и страсти

Плодит болезни и несчастья.

Её девиз – есть, спать и размножаться.

Поменьше думать, больше наслаждаться.

Лишь вожделенье возбуждается

А смысл жизни забывается.

 

Пища в страсти (раджасичная) вызывает гиперактивность и раздражительность, ведёт к повышенному кровяному давлению. Она чрезмерно стимулирует энергии жизни тела, а также ум и чувства. Вызывает телесный дискомфорт и болезни, а также приводит к психическому беспокойству и нервным расстройствам.

 

Чрезмерно горькая, кислая, соленая, пряная, острая, сухая

и очень горячая пища нравится людям, находящимся в гуне страсти.

Такая пища является источником горя, страданий и болезней.

Бхагавад-гита (Глава 17, стих 9)

 

Пищей в страсти являются чрезмерно острые, солёные и кислые продукты и блюда, такие как чили, чеснок, лук, вино, соленья и любая пища с избытком соли, чрезмерно острая и пряная, а также майонез, уксус, чай, кофе и чересчур горячая пища.

 

Как часто, подчинившись голосу страсти на один час,

мы платим за него долгими днями скорби.

Ас-Самарканди

 

Раджасичными также считаются рыба, птица и яйца. Пища в страсти вызывает беспокойство ума и такие эмоциональные состояния как страсть, гнев, отвращение и др.

 

Благостная пища (саттвичная) способствует здоровому образу жизни и в первую очередь поддержанию душевного спокойствия и счастья. Первоначально она использовалась как элемент йогической практики и средство для развития высшего сознания. Помогая восстановить гармонию и равновесие в психической сфере, она с успехом может применяться при лечении психических расстройств. Благостные продукты несут в себе тонкие вибрации энергии, подобные вибрациям хороших качеств человека. Это, например, чистота, осознанность, мудрость, внутреннее равновесие и спокойствие. Даже в самых критических условиях человек в благости способен сохранять оптимизм, бодрость, терпение и хорошую работоспособность. Употребляя пищу в благости, человек, склонный к одиночеству, обретёт качества умиротворения, созерцательности, спокойствия. Человек, ориентированный на общение, обретёт сострадание, чувство единства, любви и тому подобные качества.

 

                  

 

Основной фактор питания в благости – пища, полученная без насилия. Нужно исключить из рациона мясо, рыбу, яйца и все прочие продукты питания, связанные с нанесением вреда животным. Считается, что яйца – это не продукт насилия, так как яйцо – это ещё не родившееся живое существо. Однако яйца являются осквернённой пищей, так как для кладки яиц и акта дефекации у курицы общее выводное отверстие. Не стоит забывать и про сычужный фермент в некоторых сырах (вырабатывается из желудка телят), желатин в тортах и мармеладе (желатин делают из костей, шкуры, копыт и сухожилий животных) и прочее.

Питание в благости предполагает не просто вегетарианскую пищу, а пищу, богатую жизненной силой – такую как свежие фрукты и овощи, цельные зёрна, выращенные в естественных условиях без использования химических удобрений и ядохимикатов, свежие молочные продукты, натуральные сладости и умеренный объём жиров (исключительно растительного или молочного происхождения).

Питаться исключительно продуктами «в благости» под силу не каждому человеку, особенно живущему в больших городах. Поэтому в нашу эпоху, особенно на начальных этапах допустимы бобовые, орехи и другие продукты из списков «смесь благости и страсти», «смесь благости, страсти и невежества» (смотри список продуктов). Крайне желательно исключить продукты из списка «смесь страсти и невежества».

 

Список продуктов

 

  

Благостные продукты: анис, бадьян, банан, барбарис, ваниль, виноград, вишня, дыня, кардамон зелёный, кунжут, льняное семя, манго, малина, масло сливочное, мёд, молоко коровье, облепиха, пшеница, рис, слива, сливки, солодка, фенхель, финик, хурма, чёрная смородина, чернослив, шафран, шиповник, яблоко.

Как видно из списка, чисто благостных продуктов не так уж и много. Помогут расширить палитру вкусовых ощущений продукты в списке «смесь благости со страстью». Небольшая примесь страсти в них особенно поможет тем, кто занят физическим трудом или занимается спортом. К примеру, сыр оказывает лечебное воздействие на мышечную систему человека и является самым лучшим активатором мышечной ткани.

Смесь благости со страстью: абрикос, ананас, апельсин, арбуз, арония черноплодная (рябина), брусника, гранат, гречневая крупа, голубика, грецкий орех, груша, имбирь, кабачок, кедровый орех, кефир, кешью, клюква, кокос, козье молоко, корица, кукурузная крупа, кумин чёрный, крыжовник, кэроб, лимон, мандарин, миндаль, морковь, мускатный орех, овёс, огурец, патиссон, перловая крупа, перец чёрный, персик, петрушка, подсолнечник (семя и масло нерафинированное), рожь, рябина красная, ряженка, салат листовой, сметана, сыр, творог, тмин, топинамбур, тыква, укроп, фундук.

Продукты из списка «смесь благости, страсти и невежества» имеют смешанные качества поэтому их рекомендуется употреблять лишь изредка, если в них есть необходимость.

Смесь благости, страсти и невежества: асафетида, боярышник, болгарский перец, баклажан, гвоздика, горох, горчица жёлтая и чёрная, грейпфрут, земляника, кардамон чёрный, капуста белокочанная, капуста цветная, картофель, клубника, кориандр, кумин, куркума, лавровый лист, мак чёрный, мускатный цвет, перец душистый, помидор, пшено, редис, редька зелёная, репа, свёкла, соя, фасоль, шамбала листья и плоды.

Продукты из списка «страсть и невежество» во имя физического и душевного здоровья рекомендуется «свести на нет».

Страсть и невежество: грибы, какао, кофе, лук зелёный, лук репчатый, мясо, перец красный, рафинированные продукты, редька чёрная, рыба, спиртные напитки, хрен, чеснок, чёрный чай, шоколад, яйца.  

 

Сладкий вкус

 

Сладкий вкус…, помогая достичь долголетия, он действует

успокаивающе на пять органов чувств и ум, дает силу… 

(Древний аюрведический текст Чарак Самхита XVI. 43)

 

Среди шести вкусов (сладкий, кислый, солёный, острый, горький и вяжущий) сладкий вкус является самым благостным. Он оказывает успокаивающее действие, приносит удовлетворение, увеличивает стойкость, стабильность, удлиняет жизнь, даёт жизненную энергию, благоприятно действует на все органы чувств и интеллект. Психологические переживания от сладкого вкуса – любовь и удовлетворение.

 

Сладкий вкус... создает чувство удовлетворения и комфорта в теле…

Сладкий вкус, с детства принимаемый в большом количестве,

дает быстрый и интенсивный рост тканей, очень любим детьми,

пожилыми, теми, кто волнуется или нервничает, очень хорошо влияет

на комплекцию, цвет волос и тела, органы чувств…

(Древний аюрведический текст Аштанга Хридая Самхита,

Глава 10. Классификация вкусов)

 

Но стоит иметь в виду, что питание в благости подразумевает умеренность в употреблении даже самого благостного вкуса – сладкого. В избыточных количествах он может вызывать стремление к бездействию, избыточную сонливость, усиливаются лень, эмоции привязанности и жадность. Хотя сахар из-за своего сладкого и является благостным продуктом, полезнее для физического здоровья и питания в благости будет свести количество рафинированого сахара к минимуму или вовсе отказаться от него. Для обесцвечивания сахара раньше использовали уголь из костей животных, а современные способы фильтрации предполагают химические соединения и синтетические материалы. В этом смысле полезнее будет нерафинированный сахар из сахарного тростника – по калорийности он не уступает белому сахару, но имеет более низкий гликемический индекс. В сахаре из сахарного тростника, в отличие от белого рафинированного сахара содержится много полезных минералов и витаминов группы В. Также будут полезны сладкая трава стевия (даже при сахарном диабете и ожирении!), сироп из топинамбура, нектар агавы, кленовый сироп, сахар кокосовой пальмы, жидкий виноградный сахар и другие натуральные подсластители.

Мёд, хотя и является, по утверждению веганов, в некоторой степени продуктом насилия над пчёлами, всё же по своей энергетике является очень благостным продуктом. Тут, скорее имеет место взаимная забота: человек предоставляет пчёлам домики, а пчёлы делятся с человеком мёдом, которого у них предостаточно. По своей энергетике мёд как совершенная материнская любовь и теплота.

 

Душевный самый среди сладостей

Покой мёд дарит очень благостный,

Как совершенная любовь в ненастье,

Он словно материнское объятие.

 

Фрукты

 

Очень благостной и самой видовой едой (подходящей для питания человека как вида) считаются фрукты и ягоды.

Чистой благостью обладают: банан, виноград, вишня, дыня, малина, манго, облепиха, сливы, финики, хурма, чёрная смородина, шиповник, яблоки.

 

 

Банан увеличивает в человеке оптимизм, спокойствие и мягкость характера.

Виноград увеличивает гармонию между людьми, позитивизм, заботливость, нежность, любвеобильность.

Вишня также увеличивает гармонию с окружающими людьми, нежность, спокойствие и оптимизм.

Дыня обладает большой жизненной энергией, но вместе с тем нежностью и простотой.

Малина увеличивает жизнерадостность и оптимизм.

Манго лечит нервную систему и увеличивает привлекательность человека.

Облепиха увеличивает доброту.

Сливы и чернослив увеличивают спокойствие, размеренность в жизни.

Финики увеличивают тонус разума и очень благоприятны для тех, кто занимается духовной практикой, самоосознанием.

Хурма увеличивает в человеке гармонию, любовь, нежность, заботу и оптимизм.

Чёрная смородина увеличивает спокойствие и доброту.

Шиповник даёт психическую и физическую стабильность.

Яблоки увеличивают в человеке честность и рассудительность.

Смесью благости со страстью обладают: абрикос, ананас, апельсин, арбуз, арония черноплодная (рябина), гранат, груша, крыжовник, лимон, мандарин, персик, рябина красная.

Абрикос увеличивает оптимизм, но также даёт немножко раздражения и напряжения.

Ананас сильнее всего стимулирует нервную систему, даёт оптимизм(если во рту покалывание, значит есть нельзя).

Апельсин даёт радость и психическую стойкость, но также немного напряжения, раздражения и едкость характера.

Арбуз увеличивает твёрдость характера и жизнерадостность.

Гранат больше всего увеличивает оптимизм, при депрессии по утрам его нужно есть.

Груша имеет очень большую силу оптимизма, радость, стойкость, даёт волевую силу руководителям.

Крыжовник увеличивает жизнерадостность, оптимизм, активизирует нервную систему, все органы чувств.

Лимон снижает напряжение нервной системы, освежает чувства, охлаждает, увеличивает критический ум.

Мандарин увеличивает привлекательность, даёт нежность характера.

Персик даёт привлекательность и жизнерадостность.

 

 

Коровье молоко

 

«…Коровье молоко оживляет и омолаживает. Оно полезно для ослабленных

после травм, укрепляет разум, даёт силу, прибавляет грудное молоко

и слабит. Коровье молоко лечит истощение и усталость, головокружения, 

болезни бедности и неудачливость (термин alaksmi означает злая судьба,

неудача,  несчастье, нужда, нищета, бедственное положение и болезни,

вызванные этим состоянием – прим. пер.)…»

Древний аюрведический текст Аштанга Хридайам Самхита

(Глава 5 Дравадравйа Виджнанийа (наука о жидкостях)

 

Коровье молоко – это удивительный продукт с точки зрения энергетики. Молоко наполняет жизнь человека разумом. Разум – это сила, позволяющая отличать хорошее от плохого, а полезное от вредного. Коровье молоко лечит все болезни через изменение сознания. Это самый сильный метод лечения. Воздействие ведётся прямо на нервную систему человека, которая является первичной причиной возникновения всех отклонений в организме.

 

Нам мудрецы поведали историю воздействия молока коровьего:

Оно сознанье умиротворяет, гармонию в нём проявляет.

От регулярного употребления приходит благость и успокоение.

И сила к лучшему меняться вновь начинает появляться.

Есть йоги, что в пути познания коровье молоко лишь потребляют -

Высокий уровень сознания их человеческая жизнь являет.

Ума волненье притупляется и легче разум раскрывается.

Так возникает просветление, священных истин осмысление.

 

В ведической культуре известен пост под названием «пумсавана». Соблюдающие этот пост женщины, желающие иметь детей, питаются одним молоком в течение 12 дней. Это очень благоприятно перед зачатием, так как успокаивает ум, что привлекает в лоно возвышенных личностей.

 

Лучшие целебные продукты часто оставляются в небрежении.

Молоко и мед считаются питательными продуктами, но совершенно

забыты, как регуляторы нервной системы. При явлениях в чистом

виде они содержат драгоценную всеначальную энергию. Именно это

качество должно быть в них охранено. Между тем, стерилизация молока

и специальное очищение меда лишают их самого ценного качества.

За ними остается питательное значение, но основная ценность их исчезает...

Древнее знание охраняло коров, как священных животных, и соткало вокруг

пчел увлекательную легенду. Но со временем люди утратили

сознательное отношение к первозданным лекарствам.

Е. Рерих. Учение Живой Этики

 

Тёплое молоко коровы, только что надоенное, подобно нектару. Но, остыв после дойки, оно может быть полезным, только если правильно приготовлено. Именно правильное приготовление и употребление молока способствует раскрытию его природных свойств. Есть много нюансов в употреблении молока и молочных продуктов, которые невозможно описать в данной статье. Рекомендуется обратиться к статьям на данную тематику, например, докторов аюрведы Головинова А.Ю. или Торсунова О.Г.

Также стоит отметить, что молоко - это пища, которая вызывает, пожалуй, наибольшее количество споров и разных мнений в современном мире. Учёные и врачи, которые выступают против употребления молока, изучают лишь химический состав, но ничего не знают о воздействии продуктов питания на сознание человека. Веганы справедливо отмечают, что современные тенденции животноводства не совместимы с гуманностью получения молока животных. Что ж, благостное воздействие коровьего молока на сознание человека не вызывает сомнений, но гуманность его получения – это задача, которую ещё предстоит решить.

В Индии, где корова является священным животным, получение молока действительно благостно: коровы телятся, телята не убиваются, а вырастают в быков, живут на свободе и умирают своей смертью. Любви матерей-коров хватает на то, чтобы вскормить телёнка и людей. Но в других странах, животноводство развивается по западному образцу – коровы не пасутся на зелёных лугах, а всю свою жизнь проводят в стойлах, не видя ни своих вырастающих телят, ни солнечного света. Для того, чтобы получить молоко, телят отрывают от матерей-коров, откармливают комбикормом и сдают на мясо, а коров доят пока они дают необходимое фермеру количество молока, а затем сдают на мясокомбинат. В домашнем хозяйстве у хорошего хозяина корова может жить около 20 лет, а на товарно-молочных фермах коровы живут в лучшем случае около 8 лет.

В Беларуси есть небольшая ферма общины кришнаитов. По индийскому образцу бычки там не сдаются на мясо, а растут и в дальнейшем помогают в хозяйстве. За коровами ухаживают с огромной любовью и молочные продукты там сотканы из очень благостной энергии любви. В это сложно поверить, но мой друг рассказывал, что его отец-ветеринар посещал эту ферму и был свидетелем, что вследствие любви и заботы людей, ухаживающих за коровами на ферме, коровы дают молоко, даже не телясь!

И бонус:) Рецепт, который доказал свою терапевтическую ценность в предупреждении и лечении рака, инфаркта миокарда, атеросклероза, дисфункции печени, язвенной болезни, артрита, кожных экзем, возрастных деградационных и аутоиммунных болезней (задокументировано около 1000 успешных историй излечения от рака). Итак, метод доктора Джоанны Бадвиг: чашка творога (100-150 г), перемешанного с двумя столовыми ложками льняного масла один раз в день. Изучите более подробно метод доктора Джоанны Бадвиг, обратившись к соответствующей информации в интернете!

 

Овощи

 

Смесью благости с небольшой примесью страсти обладают: кабачок, морковь, огурец, патиссон, салат листовой, топинамбур, тыква.

Кабачок даёт спокойствие, честность и стойкость характера.

Морковь даёт стойкость и оптимизм, но может возникнуть перевозбуждение психики.

Огурец — томление и мечтательность.

Патиссон увеличивает спокойствие, жизнерадостность, стабилизирует нервную систему.

Лист салата улучшает спокойствие и честность.

Топинамбур увеличивает твёрдость характера, крепкость, силу, но может перевозбуждать.

Тыква даёт смирение, успокаивает нервную систему, снимает напряжение.

Смесь благости, страсти и невежества имеют: баклажан, болгарский перец, капуста белокочанная, капуста цветная, картофель, помидор, редис, редька, репа, свекла.

Баклажан успокаивает нервную систему, снимает психическое напряжение, но даёт некоторое угнетение, заторможенность. Баклажаны дают психическую выносливость человеку, если он работает, например, там, где много ругани и люди злятся друг на друга.

Капуста даёт качества доброты, сердечности и спокойствия. Цветная капуста успокаивает нервную систему.

Картофель в обед активизирует нервную систему, в остальное время сильно портит здоровье.

Помидор увеличивает веру в себя, но слишком перевозбуждает, очень много страсти.

Редис также активизирует нервную систему, но слишком перевозбуждает.

Свекла даёт доброту, психическую стойкость и умение объяснять доходчиво сложные вещи.

 

Зерновые продукты

 

  

Чистой благостью обладают: рис, пшеница, белый кунжут, семя льна.

Рис укрепляет волю, честность, твёрдость характера. Даёт точно сбалансированное, совершенное видение мира.

Кунжут омолаживает, успокаивает, смягчает, расслабляет тело и ум.

Пшеница даёт спокойствие, смиренность, а также интерес к постижению поверхностных мудростей жизни. Нектару бессмертия подобен сок ростков пшеницы.  

В последнее время в геометрической прогрессии растёт число людей с болезнью целиакия - непереносимость глютена (белка, который содержится в таких злаках как пшеница, рожь, ячмень). Это происходит от того, что человечество вывело новые сорта пшеницы с повышенным содержанием глютена и использует в основном рафинированную муку (очищенную от многих полезных веществ). К тому же в выпечку примешивают дрожжи, которые находятся в невежестве. В этом случае будет полезнее употреблять нерафинированную, цельносмолотую пшеничную муку, вместо дрожжей — натуральную закваску и использовать такое зерно как полба — прародительница современных сортов пшеницы.

Роберт Е. Свобода в книге «Агхора» пишет: «Старики в Индии жалуются на качество еды, которая сегодня производится в стране, и в этих жалобах содержится огромная доля правды. В давние времена зерна пшеницы, к примеру, были мельче, но тяжелее, и одна роти (лепёшка из цельного зерна) была гораздо сытнее, чем три роти, изготовленные из сегодняшнего крупного, лёгкого зерна, перенасыщенного удобрениями. Еды тогда было меньше, это так, но люди питались лучше…».

Смесью благости со страстью обладают: гречка, кукуруза, кунжут чёрный, овёс, подсолнечник, рожь, ячмень (перловая крупа).

Гречка — это не зерновая культура, а семечки дальнего родственника ревеня.  Своё название «гречиха» получила потому, что на Руси её больше всего сеяли греческие монахи. Гречка обладает качествами спокойствия и успокаивает психически. Но есть в характере небольшая примесь страсти, может давать некоторую сухость.

Овёс усиливает жажду знаний.

Рожь усиливает интерес к постижению глубоких мудростей жизни, даёт твёрдость характера и спокойствие, но имеет примесь страсти в характере — даёт небольшую сухость и жёсткость.

Семена подсолнечника дают спокойствие, доброту, мягкость характера. Но также есть в характере примесь страсти - способствуют сильному выделению соляной кислоты в желудке и чувство вкуса становится бесконтрольным.

Ячмень даёт стойкость и самоуверенность.

Зерновые продукты более других впитывают в себя умственную силу тех, кто их готовит. По этой причине люди, стремящиеся к благости, стараются не употреблять магазинный хлеб, непонятно кем приготовленный. Все зерновые продукты стоит употреблять лишь в обеденное время.

 

Бобовые продукты

 

Бобовых продуктов есть очень много разновидностей, самыми популярными являются соя, фасоль, горох, арахис, маш, нут и другие. Бобовые очень хорошо питают физическое тело, являются прекрасной альтернативой мясу и с успехом употребляются вегетарианцами и веганами. Но даже правильно приготовленные и вовремя употреблённые (их можно есть только в обед!) они более других продуктов способствуют газообразованию сернистых миазмов. Это вызывает беспокойство в физическом теле и уме. Соя по качествам характера похожа на мясо: даёт немножко заторможенность, оглушённость, но в отличие от мяса не даёт склонности к насилию.

 

Изучающим оккультизм всегда запрещалось употребление определенных

видов мяса, типа говядины, и овощей, типа бобовых, вовсе не потому,

что оккультисты праведнее других, а ввиду того, что магнетизм этих

продуктов засоряет и умерщвляет «психического человека», хотя для

физического тела они, возможно, очень питательны и калорийны.

Е.П. Блаватская

 

Поскольку бобовые имеют смешанный характер - смесь благости, страсти и невежества, рекомендуется постепенно сводить их к минимуму людям, которые стремятся к питанию в благости и занимаются духовными практиками. Исключением на первых порах может быть маш, который является самым легкоусвояемым растением семейства бобовых. Из маша, риса и специй готовят традиционное индийское блюдо – кичари. Оно прекрасно усваивается, обладает полным набором питательных веществ и даже способствует очищению организма. Кичари – это единственное блюдо, которое подают в аюрведических клиниках при длительных курсах очищения и омоложения организма (панчакарма).

 

Орехи

 

Характер орехов - это смесь благости и страсти.

Грецкий орех даёт крепость, силу, спокойствие и уравновешенность. Улучшает функции ума, уравновешивает психику, но также даёт сухость характера.

Кешью даёт спокойствие, доброту, но, правда, несколько затормаживает психику.

Кокосовый орех активизирует ум, нервную систему, стойкость, работоспособность.

Миндаль нормализует функции нервной системы.

Фундук увеличивает стойкость, спокойствие, честность.

 

Напитки

 

Все благостные напитки не вызывают привыкание, потому что энергия благостных растений действует бескорыстно. Но когда энергия растения действует корыстно, она забирает у человека тонус. Употребление напитков в благости прежде всего предполагает отказ от кофеинсодержащих напитков, которые вызывают привыкание: таких как кофе, кока-кола и другие шипучие напитки, а также чёрный и зелёный чай (в чёрном чае кофеина даже больше, чем в кофе - листья чайного куста содержат 1.5-3.5% кофеина, а количество кофеина в кофе в зависимости от сорта 0.65-2.7%). Дело в том, что кофе и чай, несмотря на то, что увеличивают активность мозга, в то же время уменьшают его способность делать выводы. Кофе сильно активизирует организм, активность, а через несколько часов организм впадает в депрессию и хочется выпить ещё чашечку, так человек впадает в зависимость, а через несколько лет пострадают сосуды мозга и ритм сердца. В целом кофе увеличивает такие качества характера, как отвращение к жизни, хамство, увеличивает психическую напряжённость. Какао менее невежественен чем кофе, но в целом увеличивает склонность к депрессивности. Если есть сильная привязанность к вкусу кофе, то в переходный период к питанию в благости могут помочь следующие напитки, которые напоминают вкус кофе (расположены в порядке убывания вредности): кофе-кэроб-цикорий-жаренный ячмень.

Чёрный чай увеличивает склонность к депрессии и немножко притупляет глубокие функции ума, способность глубоко постичь мир. Зелёный чай менее вреден, но также обладает невежественными качествами. Доктор А. Пилюк в своей книге "Больным врачам о здоровье" пишет: "Стимулирующий эффект кофеина сопряжён с нарушением всасывания кальция... Поэтому запасы кальция в организме истощаются... От своих пациентов, которым я рассказываю о вреде кофеина, я часто слышу: "А я кофе не пью. Я пью зелёный чай! То, что у нас называют зелёным и чёрным чаем собрано, как правило, с одного куста. Отличаются зелёный и чёрный чаи лишь методами обработки... Организм, подстёгиваемый кофеином, расходует внутриклеточные запасы, не успевая их восстанавливать... Заверение продавцов чая о том, что в китайском чае содержатся биофлавоноиды и витамины, не более чем рекламный трюк. Любая наша трава содержит биофлавоноиды... витамины, микро- и макроэлементы и другие биологически активные вещества, в том или ином количестве. Более того, она не содержит стимуляторов. При правильной государственной политике в области охраны здоровья мы могли бы нашими чаями напоить и китайцев. А о русских сбитнях, дающих богатырскую силу, ходят легенды..."

Кофеиноманами становятся в первую очередь те, у кого снижен энергетический потенциал. Если вы не можете по утрам обойтись без чашечки кофе, имеет смысл пересмотреть свой режим дня. Вам помогут книги таких аюрведических врачей как Торсунов О.Г. "Режим дня" и Суботялов М.А. "Мой друг время, или как научиться жить в настоящем". Учитывая, что человеческое тело приблизительно на 75% состоит из воды, лучше всего употреблять чистую свежую воду. Вдохновиться на это вам поможет книга доктора Ф. Батмангхелиджа "Ваше тело не больно, оно просит воды". Очень полезным напитком будет уже вышеупомянутый сбитень (состоит из благостного продукта - мёда и разных трав). Если вы сильно привязаны к вкусу чая, идеальной заменой в этом случае будет иван-чай. Он успокаивает, тонизирует, даёт хорошую работоспособность.

Очень благостна мята - её запах не выносят вредоносные тонкоматериальные сущности (злые духи). Мята снимает повышенное напряжение, избавляет от тоски, вселяет спокойствие и открывает сердечную чакру.

Листья малины: повышают тонус, работоспособность, улучшают настроение.

Листья смородины: тонизируют, улучшают работоспособность.

Листья розы или шиповника: увеличивают радость в человеке, лечат депрессию, дают оптимизм.

Плоды шиповника являются одним из лучших чаев, потому что они гармонично влияют на весь организм и дают работоспособность, хороший иммунитет и одновременно успокаивают человека. Чай каркадэ - это суданская роза - тонизирует, даёт хорошую концентрацию внимания, улучшает работоспособность. Хорошее сочетание - две части шиповника и одна часть суданской розы, эта пропорция дает очень хороший результат во всех направлениях.

 

Розы полезны для Благодати. Нужно

собирать все способствующие средства.

Е. Рерих. Учение Живой Этики

 

Чабрец очень сильно тонизирует, нужно пить только тем, у кого очень низкий тонус и снижена работоспособность.

Золотой корень (родиола розовая, тибетский женьшень, сибирский женьшень) предназначен для лечения депрессии, повышает тонус психики, улучшает работоспособность.

Липовый цвет: успокаивает, расслабляет, снимает напряжение.

Мелиса расслабляет, активизирует нервную систему, увеличивает концентрацию внимания, улучшает сон и снимает психическое напряжение, особенно при обидах, депрессия и так далее.

Также не стоит забывать и про свежевыжатые соки из овощей и фруктов!

 

Травы и специи

 

Одним из самых благостных и духовных растений является брами (брахми, Bacopa monniera). Оно укрепляет нервные и мозговые клетки, снимает стресс, напряжение, страхи, помогает при любых ментальных беспокойствах, успокаивает «огненные» эмоции, ведёт к общему омолаживанию организма и увеличению продолжительности жизни. Брами употребляют в пищу в азиатских странах - добавляют в салаты, различные вегетарианские блюда, супы и рис, из листьев делают освежающий напиток. Брами употребляют даже гималайские йоги: это растение помогает в духовных практиках, способствует просветлению, пробуждает седьмую коронную чакру сахасрару.

Благостным характером также обладают: анис, бадьян, барбарис, ваниль, кардамон зелёный, солодка, фенхель, шафран.

Анис вырабатывает такие качества характера как честность и оптимизм.

Бадьян увеличивает мягкость и жизнерадостность, а также привлекательность.

Барбарис увеличивает оптимизм.

Ваниль особенно благотворна для женщин: помогает избавиться от депрессии, снизить нервное напряжение, повысить уверенность в себе, помогает преодолеть пристрастие к шоколаду, кофе и алкоголю (натуральная ваниль - в стручках, а ванилин – это ненатуральный ароматизатор).

Кардамон зелёный нормализует тонус нервной системы, обладает огромной силой нежности, поэтому лечит все сосуды организма и сердце. Он поможет прекрасно освежить полость рта после еды, вместо жевательных резинок, которые имеют в составе длинный перечень химических ингредиентов. В зелёной коробочке кардамона находятся тёмные зёрнышки – именно их рекомендуется разжёвывать после еды.

Солодка имеет огромную силу оптимизма, антидепрессант, её рекомендуется использовать только в утреннее время.

Фенхель обладает такими качествами характера как твёрдость и спокойствие.

Шафран увеличивает силу красоты, жизнерадостность, оптимизм, обладает антидепрессивным действием. Шафран – это самая дорогая специя в мире, опасайтесь подделок.

Смесь благости со страстью: имбирь, корица, кумин чёрный, петрушка, мускатный орех, перец чёрный, тмин чёрный, укроп.

Имбирь дает активность, стойкость, выносливость, спокойствие, энергичность, но также увеличивает сухость и напряжение.

Корица обладает антидепрессивным действием и увеличивает активность. Если кто желает избавиться от зависимости от кофе, то можно добавлять в пищу утром и в обед небольшое количество корицы.

Чёрный перец даёт твёрдость характера, даёт бодрость и повышает работоспособность, но может чрезмерно перевозбуждать.

Семена чёрного тмина (семена калинджи, Niqella sativum,) являются нежным тоником, повышают работоспособность и жизненный тонус, обладают антидепрессивным действием.

 

В чёрном тмине исцеление от всех болезней кроме смерти

(Бухари; Муслим)

 

Специи, помогающие избавиться от отрицательных черт характера.

- Страх, беспокойство, перенапряжение - кардамон, корица, гвоздика, тмин, горчица (семена).

- Гнев, ненависть, зависть - кумин, кориандр, шафран, куркума, фенхель.

- Нерешительность, жадность, склонность к депрессиям - черный перец, кардамон, гвоздика, тмин, имбирь, куркума, асафетида.

Специи, помогающие развить положительные черты характера:

- Острота реакции, живость воображения - имбирь, корица.

- Хорошая память, острота ума, интеллект, интеллигентность - тамаринд, черный перец, имбирь, асафетида, гвоздика.

- Стабильность, энергичность, умиротворение, нежность, доброта, любовь, сострадательность - кориандр, шафран, куркума, фенхель.

 

Процесс приготовления пищи

 

Пища даёт жизнь человеку только потому, что она уже обладает жизнью,

которая введена в неё Создателем, но она должна быть одушевлена,

её надо разбудить, согреть нашими благословениями,

и особенно нашей признательностью…

О.М. Айванхов. Новая Земля

 

Состояние повара влияет на еду, энергетика передаётся в пищу. Любая приготовленная с любовью пища приносит более глубокое удовлетворение, чем изысканные блюда, подаваемые в первоклассных ресторанах. Пол Брантон в своей книге «Путешествие в тайную Индию» пишет о своём знакомстве с человеком, который постился из-за того, что его повариха уехала на несколько дней, а он больше никому не доверял приготовление пищи для себя. Для него было важно то, что он знал её характер, тогда как другой человек мог скрывать в себе слабость, вибрации которой могли передаться ему через пищу.

Великий мастер Шри Рамакришна не принимал пищу из рук мирских людей. Иногда, если ему всё-таки давали такую пищу без его ведома, он чувствовал, как будто всё его тело горит.

 

Вималананда всегда предпочитал готовить для себя сам, дабы защитить 

чистоту своего сознания. Готовил он с неподражаемым мастерством.  

Пища была лёгкой и хорошо усваиваемой, это был настоящий 

праздник и для глаз, и для желудка. 

Роберт Е. Свобода «Агхора»

 

Приготовление пищи в благости подразумевает, что повар должен готовить её с любовью и в состоянии счастья. С плохим настроением лучше не готовить совсем. А главное - это готовить пищу во славу Всевышнего – тогда внутренняя энергия отдаётся не своему желудку, а Творцу, который создал тебя, твою душу – тогда происходит гармонизация и соответственно эту гармонию обретает еда.

 

 

Готовить еду нужно только из свежих продуктов, а питаться только свежеприготовленной пищей. Продукты надо сочетать и готовить так, чтобы их питательные свойства сохранялись и возрастали. Пища должна доставлять эстетическое удовольствие, быть вкусной (в меру приправленной) и соответствующей телесной конституции человека.

Лучшим маслом для приготовления пищи считается топлёное сливочное масло (ги, гхи, гхрита). Гхи не только не выделяет канцерогены при термической обработке, но и улучшает свойства пищи, способствуя ее усвоению и перевариванию.

 

Приготовляемое тысячью различных способов, гхрита дарует тысячу благ.

(Древний аюрведический текст Аштанга Хридайам Самхита

Глава 5 - наука о жидкостях)

 

Освящение пищи

 

Преданные слуги Господа освобождаются от всех видов греха, ибо едят пищу,

которая была принесена в жертву Господу. Те же, кто готовят пищу ради того,

чтобы самим наслаждаться ею, воистину, вкушают один лишь грех.

Бхагавад-гита (Глава 3, стих 13)

 

Есть пищу после подношения её Богу - Подателю всех благ - есть действие, освобождающее от пут кармических законов этого мира. Те, кто живут, едят и ведут себя как смертные существа, позабыв о роднике Бесконечности, остаются во власти причинно-следственного закона, вынуждающего человека страдать и перевоплощаться. По-настоящему религиозный человек приступает к еде, только проведя внешнюю церемонию или поднеся внутренне пищу непосредственно Создателю. Обыватели, которые едят, не вознося благодарности Богу, повинны в грехе невежества – они забыли о Подателе. Хотя Бог не нуждается в пище смертных, он принимает от верующего дар, поднесённый в сосредоточении и с любовью. Освящение пищи нужно не столько Богу, сколько крайне необходимо людям, так как этот процесс снимает отрицательную энергетику даже благостных продуктов, которая неизбежно появляется до того, как пища попадает нам на стол. Так, в книге «Агхора» Вималананда рассказывает: «Та пища, которую мы сегодня потребляем, страдает как минимум шестью недостатками. Первый недостаток исходит от земледельца, который одержим страстью подороже продать свой урожай и пичкает его огромным количеством химикатов… Эту корысть усугубляет посредник, который покупает продукцию у земледельца. Он обвешивает его — второй недостаток, — а потом добавляет в продукт мякину и всякую дрянь с тем, чтобы увеличить свою прибыль, когда он будет сбывать его лавочнику, — третий недостаток. Хозяин магазина служит причиной четвёртого недостатка, поскольку он надувает покупателей, обвешивая их. Пятый недостаток исходит от повара, который торопится приготовить побольше блюд и тем самым не относится к пище с должным уважением. И, тем не менее, гораздо лучше готовить дома, чем питаться в ресторане, поскольку ресторанный повар — всего лишь наёмник, и ему совершенно наплевать на твоё здоровье. Если он зол на своего хозяина из-за низкой зарплаты, то кто знает, чего он может добавить в твою пищу! Шестой недостаток происходит тогда, когда человек забывает вознести перед едой благодарение Создателю пищи. Учитывая все эти изъяны, разве можно удивляться тому, что пища уже не так питательна, как некогда? Это эффект Кали-юги…»

Освятить пищу можно не только в храме, но и дома. Для этого нужно готовить ее в чистоте, с чистыми помыслами и, не пробуя, прежде всего, предложить готовую пищу Господу. Предложить пищу и поблагодарить Бога можно своими словами, а можно использовать мантры или молитвы. После этого приготовленная вами пища будет одухотворена. В Индии такую пищу называют прасад или прасадам, что в переводе с санскрита означает — «божественная милость», «божественный дар».

 

Процесс употребления пищи

 

В новой грядущей расе людей будут обучать методам приёма пищи, им откроют,

что еда – это не простой заурядный и презренный процесс… Люди должны понять,

что пища может быть для них средством совершенствования.

О.М. Айванхов. Новая Земля

 

Очень важно принимать пищу в эмоционально уравновешенном состоянии, иначе она не будет нормально усвоена. Если есть возможность, лучше соблюдать правило молчания во время еды, чтобы концентрироваться на пище и извлекать из неё энергию и духовные вибрации. Когда пища поглощается при сознательном внимании к её вибрациям, она даёт больше, чем, если поглощается в рассеянности.

 

Еда за книгой, перед экраном телевизора, за обсуждением политических и семейных

проблем может травмировать душу человека, потому что во время еды

информация свободно проходит в подсознание.

Лууле Виилма

 

Не менее важно и место приёма пищи. Во время еды человек открывается вибрациям извне. Если вибрации в помещении гармоничны, они могут нести пользу, но если нет, то могут принести больше вреда, чем в любое другое время. Духовно устремлённые люди редко едят в общественных местах среди разнородных вибраций людей, а то и вовсе избегают этого. Не переедать. Даже употребляя пищу в благости, следует заполнять желудок не более чем на 2/3 объёма. Половина объёма желудка для твёрдой пищи, четверть – для жидкой и четверть должна остаться пустой.

 

Посты

 

Тело, отяжелевшее от избытка любой пищи, всегда увенчано отупевшими

мозгами, и уставшая природа требует отдыха и сна. 

(Блаватская Е.П. - Разумное объяснение постов)

 

Все истории о святых людях, пророках, Учителях Человечества пронизаны примерами воздержания от пищи. Осознанный отказ от пищи присутствовал во все времена, во всех странах, в любых религиозных конфессиях и духовных школах. В очищении нуждается все — тело, ум, сознание, душа. Пост преследует возвышенную цель — очищение для дальнейшего духовного развития.

        

Сдерживание себя, воздержание, аскеза —

самое высшее проявление силы.

А. Бореев «Голодание и квантовый скачок»         

 

В ведической культуре известен пост экадаши два раза в месяц. Для начинающих подойдёт самый лёгкий вариант – отказ от зерновых и бобовых продуктов (допустимы фрукты, овощи, молочные продукты.) Для тех, кто готов для более серьёзного очищения – рекомендуется обратиться к дополнительной литературе, например, к книге А. Бореева «Голодание и квантовый скачок».

 

В заключение:

 

Полностью осветить все продукты, способы их приготовления и наилучшего время употребления в данной статье не представляется возможным. Ищущему читателю рекомендуется обратиться к списку литературы в конце данной статьи.

 

Правильно замечено, что для приспособления к растительному питанию

после мясной еды требуется около трех лет. Но если даже для чисто

физических условий нужно такое время, то для преображения сознания

нужен не меньший срок, если только кармические условия не подготовили

особые возможности. Преобразить сознание – значит войти в особый

мир; значит получить особую оценку всего происходящего; значит

идти вперед без оглядки; значит покинуть сетования

и обрести доброжелательность...

Е. Рерих. Учение Живой Этики

 

Чтобы изменения в диете положительно сказались на состоянии ума, требуется время. Возможно, пройдёт несколько месяцев, прежде чем вы заметите существенные перемены. И помните: к выбору пищи нужно подходить осознанно, но не чрезмерно фанатично. Я желаю вам благости!

 

  

Есть в благости - не посвящение. Не думайте - в еде спасение!

Цели и средств не различение в конце даёт иллюзий разрушение.

Еда есть средство, способ достижения, тонких энергий пополнение,

Фон, помогающий в пути к любви. Любовь есть Бог - они равны.

Питанье верное любви поможет, но нас спасти любовь лишь может.

Главный закон Вселенной есть Любовь. Источник истинного счастья - Бог.   

 

Ольга Крамаренко-Жалевич

 

Список литературы:

1. Бхагавад-гита как она есть. А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Пер. с англ. М.: The Bhaktivedanta Book Trust, 2007 г

2. Бхагавад Гита — Царственная наука Богореализации. Пер. и комментарии Парамаханса Йогананда. Пер. с англ. А. Л. Кудлая, 2004 г.

3. Аудио лекция доктора аюрведы Торсунова О.Г «Питание в благости»

4. В. Синельников. Питание в благости. - М.: Центрполиграф, 2010 г.

5. Статья «Молоко» доктора аюрведы Головинова А.Ю.

6. Аудиолекция доктора аюрведы Торсунова О.Г. «Молочные продукты».

7. Д. Фроули. Аюрведа и ум. - М.: Саттва, 2011 г.

8. О.Г. Торсунов. Развитие разума. - М.: Амрита-Русь, 2012

9. О.Г. Торсунов. Законы счастливой жизни. Том 1-4. - М.: Амрита, 2012

10. М. Баранов. Йогическое питание в средней полосе. - М.: Ориенталия, 2014

11. Адираджа дас. Ведическое кулинарное искусство. Бхактиведанта Бук Траст, 2012

12. Л. Бирюковская. Ведическая кулинария для современных хозяек. Философская книга, 2011

13. Б. В. Рагозин. Аюрведа. Целебные свойства пряностей. Философская книга, 2015