Питание в благости

Питание в благости

Какова пища - таков и ум, каков ум - таковы и мысли,

каковы мысли - таково и поведение,

каково поведение - такова и судьба.

Шри Сатья Саи Баба

 

 

Приятно осознавать, что всё большее число людей на планете становятся вегетарианцами, веганами и сыроедами (последние тенденции также рассказывают нам о фрукторианстве, ликвидарианстве и даже праноедении). Несмотря на то, что некоторые сторонники ортодоксальной медицины по-прежнему заявляют, что без животных белков человек жить не может, последние исследования в прогрессивных научных кругах заявляют: употребление мяса в развитых странах приводит к возникновению главных болезней-убийц: рака, сердечно-сосудистых и других заболеваний.

 

Рядовые граждане должны знать, что диета, основанная на цельных

растительных продуктах, вне всякого сомнения, наиболее здоровая.

(Колин Кэмпбелл «Китайское исследование. Результаты самого

масштабного исследования связи питания и здоровья»)

 

Однако стоит признать, что переход на «безмясное» питание не всегда тождественен полному физическому здоровью и психическому равновесию, так же как и не обязательно развивает духовность. Ведь все продукты питания воздействуют не только на уровне биохимии, но также как и каждый человек, обладают собственным характером, способны вызывать в человеке те или иные чувства и эмоции, по-разному воздействуют на ум и разум. Когда нет душевного равновесия, неспокоен ум и не развивается разум, невозможно и полное физическое здоровье. Потому что, как говорят в народе, «все болезни от нервов», это и подтверждают учёные.

 

Доказано, что около 85% всех болезней имеют психологические причины.

Доктор Н. Волкова.

 

Иногда мы можем встретить курящего или употребляющего алкоголь вегетарианца или вегана, с удовольствием уплетающего чипсы с длинным перечнем химических ингредиентов на упаковке. Некоторые «группировки боевых веганов» ничуть не уступают в «жёсткости» своим собратьям мясоедам, а среди сыроедов иногда можно поймать нотки презрения к заплывшим жирами «поедателям варёнки».

 

Вегетарианство – норма, но не показатель духовности.

Сатья дас

 

 

Итак, практически все съедобные сырые и правильно приготовленные вегетарианские продукты способны принести пользу физическому здоровью, если употреблены с учётом времени, места и обстоятельств. Но не все вегетарианские продукты способны принести пользу психическому здоровью, эмоциональному равновесию, успокоению ума и развитию разума (к примеру, лук, чеснок, хрен прекрасно убивают вредоносные вирусы и бактерии, при этом плохо влияя на эмоции и развитие разума).

 

Умом руководят чувства, он выбирает приятное и удовольствия,

проявляется в нескольких жизненных сферах и пользуется логикой.

Разум стремится к истине, рассматривает все с точки зрения вреда или пользы,

обращается за знанием к божественному Абсолюту.

 

Тема правильного питания весьма обширна и в мире существует около тридцати тысяч различных диет, но в данной статье хотелось бы освятить именно тему «питание в благости», которая рассказывает о том, что человек – это существо энергетическое. И именно энергетическая гармония и сбалансированность питательных компонентов диеты в благости не только даёт хорошее здоровье, жизнеспособность и долголетие, но и способствует развитию таких качеств, как умиротворённость, довольство, оптимизм, склонность к благу и духовным поискам.

 

От мудрецов послание радости: мотивов 10 вдохновляющих,

Нам силу воли укрепляющих для перехода к пище в благости:

 

1.  Здоровье ценится дороже злата, коль его нет – не в радость царство.

Но силой жизненной богата вся пища в благости – лекарство.

Она во благо жизни сотворение и благостная пища, без сомнения,

Болезни лечит все без исключения через сознанья изменение!

 

2.  Она сознанье умиротворяет, гармонию в нём проявляет.

От регулярного употребления душевное идёт успокоение.

Саровский Серафим святой во благо дал совет простой:

В своей душе мир обрети – через тебя спасутся тысячи.

 

3.  И пищи благостной употребление способно прекратить ума волнение.

Ты успокоишь ум - и сразу откроет двери высший разум.

 

4.  Ума волненье притупляется – и легче разум раскрывается.

И сила к лучшему меняться вновь начинает появляться.

 

5.  Есть сила к лучшему меняться – характер станет улучшаться.

Какой характер сформируешь – такой судьбы картину нарисуешь.

 

6.  Выбор еды – выбор судьбы простой: из бомжа может сделаться святой,

С убийцы может сделать мудреца, а из раба страстей – судьбы хозяина.

 

7.  Когда спокойным ум бывает, душа смятения не знает –

Человек быстро не сгорает, тем годы жизни продлевает.

Так мудрецы в труде спокойном проводят жизнь, данную Богом.

А кто переживает много, тот сможет пережить не многих.

 

8.  Даже в условиях критических питаясь лишь благостной пищей

Останутся и оптимизм, и бодрость, терпенье, работоспособность.

 

9.  Способствует и доброты развитию, и в отношеньях бескорыстию,

Любви раскрытью совершенной к всему живому во Вселенной!

 

10.  Благостной пищи назначение – помочь законов жизни постижению.

Способствует сознанья просветлению и к совершенству, к Богу приближению!

 

Само понятие «Питание в благости» было упомянуто в древнем священном трактате «Бхагавад-гита» ещё несколько тысяч лет тому назад, прокомментировано авторитетными святыми людьми и развито в различных учениях йоги. Современные учёные анализируют физические свойства продуктов и их воздействие на тело, но йоги, с древности проводившие исследования духовных аспектов питания, изучая энергетическую составляющую пищи, определяют, что из съеденного идёт на пользу, стимулирует или вредит.

 

Пища, которую предпочитают люди, находящиеся в гуне благости,

увеличивает продолжительность жизни, очищает сознание,

прибавляет сил, здоровья, приносит счастье и удовлетворение.

Это сочная, маслянистая, здоровая, приятная сердцу пища.

Бхагавад-гита (Глава 17, стих 8)

 

Физическая пища обеспечивает питание на трёх уровнях:

1. Физический уровень (внешний) – пять элементов (земля, вода, огонь, воздух, эфир). Пища обеспечивает непосредственно.

2. Психический уровень (внутренний) – сенсорные, ментальные и эмоциональные впечатления. Пища обеспечивает опосредованно (косвенно).

3. Духовный уровень. Пища обеспечивает опосредованно (косвенно).

 

Скольких ссор, войн и вооружённых конфликтов можно было бы избежать,

если бы люди правильно питались. Пища способна превратить

стадо баранов в полк воинов, а полк воинов в сонм мудрецов.

А. Пилипович «Аура пищи»

 

Как и всё сущее во Вселенной, пища состоит из трёх космических качеств:

1. Благость (равновесие, умиротворённость). На санскрите она называется саттвичной или пищей в саттве.

2. Страсть (возбуждение, стимуляция). На санскрите она называется раджасичной или пищей в раджасе.

3. Невежество (инерция, сопротивление). На санскрите она называется тамасичной или пищей в тамасе.

 

Рассмотрим кратко пищу в страсти и невежестве и остановимся более подробно на пище в благости, ведь именно ей посвящена данная статья.

 

Пища в невежестве (тамасичная)

 

Пища, приготовленная более, чем за три часа до еды, безвкусная,

разложившаяся, простоявшая ночь, оставшаяся после трапезы,

нечистая, дорога тем, кто находится в гуне невежества.

Бхагавад-гита (Глава 17, стих 10)

 

Пища в невежестве (тамасичная) отрицательно сказывается на теле и уме, так как удушает любое стремление к духовному росту. К наиболее невежественной пище, широко распространившейся в современном обществе, относится плоть высших форм животной жизни (особенно говядина и свинина) и продукты её переработки, которые чрезвычайно вредны (химически и энергетически) для тела и духовной природы человека.

 

Питаясь мясом, прогрессировать духовно

Для человеческого вида не дано.

Потянет мясо лишь на дно -

Что с гирей плыть в руках равно!

 

Пищей в невежестве также является любая несвежая, старая, повторно разогретая, прогорклая, синтетическая, консервированная, пережаренная, чрезмерно жирная, тяжёлая пища, алкоголь и генетически модифицированные продукты. А также пища, приготовленная или разогретая в микроволновой печи или пища, приготовленная любым способом более чем за три часа до еды. Еда, приготовленная и поставленная в холодильник или другое холодное место, относится к тамасичной. Повторный разогрев не изменит её состояния. Она снижает активность, ведёт к вялости, сонливости, притупляет чувства и отягощает эмоции. Она вызывает такие эмоциональные состояния как апатия, зависть, привязанность и др. Тамасичная пища наполняет организм человека самыми низменными энергиями, разрушает тело и сознание.

 

Пища в невежестве и страсти

Плодит болезни и несчастья.

Её девиз – есть, спать и размножаться.

Поменьше думать, больше наслаждаться.

Лишь вожделенье возбуждается

А смысл жизни забывается.

 

Пища в страсти (раджасичная) вызывает гиперактивность и раздражительность, ведёт к повышенному кровяному давлению. Она чрезмерно стимулирует энергии жизни тела, а также ум и чувства. Вызывает телесный дискомфорт и болезни, а также приводит к психическому беспокойству и нервным расстройствам.

 

Чрезмерно горькая, кислая, соленая, пряная, острая, сухая

и очень горячая пища нравится людям, находящимся в гуне страсти.

Такая пища является источником горя, страданий и болезней.

Бхагавад-гита (Глава 17, стих 9)

 

Пищей в страсти являются чрезмерно острые, солёные и кислые продукты и блюда, такие как чили, чеснок, лук, вино, соленья и любая пища с избытком соли, чрезмерно острая и пряная, а также майонез, уксус, чай, кофе и чересчур горячая пища.

 

Как часто, подчинившись голосу страсти на один час,

мы платим за него долгими днями скорби.

Ас-Самарканди

 

Раджасичными также считаются рыба, птица и яйца. Пища в страсти вызывает беспокойство ума и такие эмоциональные состояния как страсть, гнев, отвращение и др.

 

Благостная пища (саттвичная) способствует здоровому образу жизни и в первую очередь поддержанию душевного спокойствия и счастья. Первоначально она использовалась как элемент йогической практики и средство для развития высшего сознания. Помогая восстановить гармонию и равновесие в психической сфере, она с успехом может применяться при лечении психических расстройств. Благостные продукты несут в себе тонкие вибрации энергии, подобные вибрациям хороших качеств человека. Это, например, чистота, осознанность, мудрость, внутреннее равновесие и спокойствие. Даже в самых критических условиях человек в благости способен сохранять оптимизм, бодрость, терпение и хорошую работоспособность. Употребляя пищу в благости, человек, склонный к одиночеству, обретёт качества умиротворения, созерцательности, спокойствия. Человек, ориентированный на общение, обретёт сострадание, чувство единства, любви и тому подобные качества.

 

 

Основной фактор питания в благости – пища, полученная без насилия. Нужно исключить из рациона мясо, рыбу, яйца и все прочие продукты питания, связанные с нанесением вреда животным. Считается, что яйца – это не продукт насилия, так как яйцо – это ещё не родившееся живое существо. Однако яйца являются осквернённой пищей, так как для кладки яиц и акта дефекации у курицы общее выводное отверстие. Не стоит забывать и про сычужный фермент в некоторых сырах (вырабатывается из желудка телят), желатин в тортах и мармеладе (желатин делают из костей, шкуры, копыт и сухожилий животных) и прочее.

Питание в благости предполагает не просто вегетарианскую пищу, а пищу, богатую жизненной силой – такую как свежие фрукты и овощи, цельные зёрна, выращенные в естественных условиях без использования химических удобрений и ядохимикатов, свежие молочные продукты, натуральные сладости и умеренный объём жиров (исключительно растительного или молочного происхождения).

Питаться исключительно продуктами «в благости» под силу не каждому человеку, особенно живущему в больших городах. Поэтому в нашу эпоху, особенно на начальных этапах допустимы бобовые, орехи и другие продукты из списков «смесь благости и страсти», «смесь благости, страсти и невежества» (смотри список продуктов). Крайне желательно исключить продукты из списка «смесь страсти и невежества».

 

Список продуктов

 

Благостные продукты: анис, бадьян, банан, барбарис, ваниль, виноград, вишня, дыня, кардамон зелёный, кунжут, льняное семя, манго, малина, масло сливочное, мёд, молоко коровье, облепиха, пшеница, рис, слива, сливки, солодка, фенхель, финик, хурма, чёрная смородина, чернослив, шафран, шиповник, яблоко.

Как видно из списка, чисто благостных продуктов не так уж и много. Помогут расширить палитру вкусовых ощущений продукты в списке «смесь благости со страстью». Небольшая примесь страсти в них особенно поможет тем, кто занят физическим трудом или занимается спортом. К примеру, сыр оказывает лечебное воздействие на мышечную систему человека и является самым лучшим активатором мышечной ткани.

Смесь благости со страстью: абрикос, ананас, апельсин, арбуз, арония черноплодная (рябина), брусника, гранат, гречневая крупа, голубика, грецкий орех, груша, имбирь, кабачок, кедровый орех, кефир, кешью, клюква, кокос, козье молоко, корица, кукурузная крупа, кумин чёрный, крыжовник, кэроб, лимон, мандарин, миндаль, морковь, мускатный орех, овёс, огурец, патиссон, перловая крупа, перец чёрный, персик, петрушка, подсолнечник (семя и масло нерафинированное), рожь, рябина красная, ряженка, салат листовой, сметана, сыр, творог, тмин, топинамбур, тыква, укроп, фундук.

Продукты из списка «смесь благости, страсти и невежества» имеют смешанные качества поэтому их рекомендуется употреблять лишь изредка, если в них есть необходимость.

Смесь благости, страсти и невежества: асафетида, боярышник, болгарский перец, баклажан, гвоздика, горох, горчица жёлтая и чёрная, грейпфрут, земляника, кардамон чёрный, капуста белокочанная, капуста цветная, картофель, клубника, кориандр, кумин, куркума, лавровый лист, мак чёрный, мускатный цвет, перец душистый, помидор, пшено, редис, редька зелёная, репа, свёкла, соя, фасоль, шамбала листья и плоды.

Продукты из списка «страсть и невежество» во имя физического и душевного здоровья рекомендуется «свести на нет».

Страсть и невежество: грибы, какао, кофе, лук зелёный, лук репчатый, мясо, перец красный, рафинированные продукты, редька чёрная, рыба, спиртные напитки, хрен, чеснок, чёрный чай, шоколад, яйца.

 

Сладкий вкус

 

Сладкий вкус…, помогая достичь долголетия, он действует

успокаивающе на пять органов чувств и ум, дает силу… 

(Древний аюрведический текст Чарак Самхита XVI. 43)

 

Среди шести вкусов (сладкий, кислый, солёный, острый, горький и вяжущий) сладкий вкус является самым благостным. Он оказывает успокаивающее действие, приносит удовлетворение, увеличивает стойкость, стабильность, удлиняет жизнь, даёт жизненную энергию, благоприятно действует на

Другие интересные статьи

Показать еще 20 статей